Как бизнес может развиваться в условиях кризиса: опыт фабрики Dalatex
Масштабирование бизнеса компании стало возможным благодаря сотрудничеству с фондом «Даму» и ForteBank.
05.01.2025 г.
Легкая промышленность Казахстана — одна из тех отраслей, которая наиболее чувствительна к импорту. Помимо этого, серьезными проблемами для отрасли являются дефицит сырья и фурнитуры, а также нехватка отечественного оборудования. По данным Бюро национальной статистики, доля легкой промышленности в структуре обрабатывающей в стране составляет всего 0,8%. В этой сфере в Казахстане работают около 1400 предприятий, занимающихся производством текстиля и пошивом одежды.
Одной из таких компаний является Dalatex из Кызылорды. До 2010 года этот бизнес Дильмухамеда Абизова был ориентирован на продажу одежды на местном рынке. Товар он закупал в Турции и часто посещал местные производственные предприятия, чтобы удостовериться в качестве продукции. Эти поездки и закупки постепенно сформировали у Абизова идею создать собственное производство одежды в Казахстане.
В 2016 году Абизов приобрел оборудование в Турции, привез его в Кызылорду и нанял 15 человек, обучив их с помощью специалистов из-за рубежа. Это стало основой для запуска производства мужских рубашек, мощность которого составляла 150 единиц в день.
«Старт был сложным. Особенно тяжело было конкурировать с более дешевыми товарами из соседних стран, например, из Узбекистана, где в то время активно происходила экономическая либерализация. В Казахстане же только начинали появляться инструменты для поддержки производства и предпринимателей», — делится воспоминаниями бизнесмен.
В начала пандемии 2020 года многие казахстанские предприятия столкнулись с трудностями, но для Dalatex это время стало «золотым». Закрытые границы привели к тому, что компания сфокусировалась на внутреннем рынке, что позволило ей найти поставщиков сырья и заняться тендерами. В итоге предприятие начало работать с крупными заказами и контрактами. Сегодня Dalatex ставит цель увеличить долю казахстанского содержания в своей продукции до 90%.
Сейчас Dalatex — это современное предприятие полного цикла, производящее мужские, женские и детские рубашки, спецодежду и униформу. На фабрике ежедневно изготавливаются 650 рубашек и 200 комплектов спецодежды. В штате компании работает 110 человек, в том числе сотрудники с ограниченными возможностями. Компания активно приглашает иностранных специалистов для обучения и улучшения производственных процессов.
Рост предприятия очевиден. Среди клиентов компании — крупные корпорации, такие как АО «Самрук-Казына», АО «Казахтелеком» и нефтяные компании. В Россию компания поставляет спецодежду, а для одной из московских фирм отшивает продукцию.
«Уверенность в себе и в объемах производства позволила нам расшириться. Мы купили новое помещение, которое раньше использовалось как зал торжеств», — рассказывает Абизов.
Для реализации планов по расширению компания использовала инструменты поддержки, предоставленные фондом «Даму» через ForteBank. В 2021 году был запущен Национальный проект по развитию предпринимательства, в рамках которого фонд «Даму» предоставляет кредиты с субсидированием процентной ставки, что значительно снижает финансовую нагрузку на бизнес.
«Воспользовавшись субсидированием, наша компания получила заем в размере 270 млн тенге на расширение производственных мощностей. Важно не только получить деньги, но и как это происходит — с этим у нас всегда было доверие к ForteBank. Банк предоставляет качественные консультации и быстрые решения», — отмечает Дильмухамед Абизов.
Благодаря поддержке государства, партнерским отношениям с крупным банком и долгосрочным контрактам, Dalatex уверенно строит планы на будущее. В компании готовятся к запуску производства зимней одежды и расширению на российском рынке.